![]() |
«Объективность и доступность государственных услуг: практика корпорации ЭЛАР по созданию электронных ресурсов органов государственной власти».
Доклад на Международной научно-практической конференции «Документация в информационном обществе: эффективное управление электронными документами». Москва, 20-21 ноября 2013 г. Согласно Указу Президента от 7 мая 2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, получающих услуги в электронной форме, к 2018 году должна составлять не менее семидесяти процентов. Уровень удовлетворённости граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее девяноста процентов. Доля граждан, имеющих доступ к получению услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, к 2015 году – также девяносто процентов.
Документы на землю и имущество Так, в связи с началом олимпийского строительства в Сочи увеличилось количество обращений граждан в государственные органы с целью урегулирования земельных вопросов. Собственники земельных участков массово начали обращаться в архивы администрации города за получением копий правоустанавливающих документов. Это потребовало от органов власти Сочи принять оперативные меры по автоматизации деятельности архивного отдела администрации для удобной и быстрой отработки поступающих запросов. Решением задачи стало внедрение комплексной системы «Электронный архив администрации города Сочи» и наполнение её массивом архивных документов. Корпорация ЭЛАР стала победителем конкурса на реализацию данной системы. Электронный архив был призван обеспечить создание электронных копий правоустанавливающих земельных документов из архивов администрации и муниципальных районов города, хранение, эффективный поиск и предоставление к документам служебного многопользовательского доступа. Сегодня руководство города имеет возможность выполнять все запросы в регламентные сроки. Подобные проекты на данный момент реализуются и в других регионах. Решения и постановления ОГВ Ещё одно значимое направление – перевод в электронный вид решений и постановлений органов государственной власти. Это архивы всех уровней, – от архива Администрации Президента РФ, Государственного архива России до региональных и муниципальных архивов. В качестве примера рассмотрим Главное архивное управление города Москвы, где благодаря переводу в электронной вид фонда решений Моссовета и райисполкомов, а также созданию поисковой базы, такая госуслуга, как отработка запросов по договорам социального найма, стала оказываться быстрее, а её результаты удовлетворяют граждан на сто процентов. При обработке запросов населения для поиска информации и предоставления копий правоустанавливающих документов специалистам учреждения было не достаточно стандартных средств научно-справочного аппарата. В результате, в тридцати процентах случаев граждане на свои запросы получали отказ. Вручную найти фамилию человека в архивных бумажных делах среди тысяч постановлений райисполкома, согласитесь, совсем не простое дело. Было принято решение о переводе в электронный вид решений органов исполнительной власти и проведении индексирования до уровня персональных данных. Исторические документы о персоналиях Важное направление в сфере открытия архивной информации исторического характера и организации доступа к ней для российских граждан связано с такими государственными услугами как поиск генеалогической информации, отработка запросов по восстановлению наград, отработка запросов на реабилитацию и так далее. Регионы также проводят работы по созданию открытых электронных ресурсов генеалогической информации. Например, существует и очень востребована Объединенная система данных о населении «Поколения Пермского края». Организация обработки документов из различных источников хранения, которые впервые связали в одном банке данных сведения, различные по времени и типам документов, что привело к поразительным результатам. С момента размещения банков данных на сайтах www.obd-memorial.ru (в начале 2007 г.) и www.podvignaroda.mil.ru (в апреле 2010 г.) на сайтах зарегистрировано соответственно 31,06 и 13,11 млн посещений. Уже эти цифры показывают, насколько востребована оказалась представленная информация. Документы ЗАГС Российские органы ЗАГС используют в своей работе системы для оптимизации процессов предоставления услуг гражданам. Тем важнее становится информационная наполненность таких систем, поскольку с каждым годом растёт поток обращений, а сроки предоставления сведений строго ограничены административными регламентами. Более того, наиболее сложные госуслуги органами ЗАГС выполняются на основе документов, хранящихся в архиве. Поиск документов в бумажном архиве, когда вручную листаются актовые книги, не только не способствует высокой скорости обработки запросов, но и приводит к ветшанию, износу документов. Единственный выход из этой ситуации — сократить обращения к бумаге, создав в электронном виде страховой фонд документов архива органа ЗАГС. Для этого необходимо в первую очередь оцифровать востребованную часть фонда, а также ветхие документы (в основной массе актовые книги за 1919-1950 годы находятся в ветхом состоянии). Чтобы сотрудники органа ЗАГС могли использовать оцифрованный массив в своей работе эффективно, нужно провести индексирование документов максимальному количеству полей. Такая работа ведется в субъектах РФ. Так, Калининградская область стала первым регионом, реализовавшим проект по оцифровке всего востребованного фонда записей об актах гражданского состояния. Проект получил международную поддержку в рамках Программы приграничного сотрудничества Литва-Польша-Россия 2007-2013 г. Проект «Оцифровка АГС Ставропольского края» позволил региону сократить сроки предоставления услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния и отработки межведомственных запросов. Это удалось осуществить за счёт того, что объём сведений информационного ресурса существенно расширился, и сотрудникам обеспечен оперативный доступ к необходимым данным. Комплексные решения по автоматизации предоставления госуслуг В качестве примера – проект «АСУАД Самарской области», в ходе реализации которого были объединены четыре государственных архива в единое хранилище, проведено комплексное оснащение лаборатории сканирования и микрографии. В результате было оцифровано 15 000 000 единиц архивных документов. Объем созданного ресурса составил 20Тб с возможностью увеличения. Приведённые примеры показывают, что на сегодняшний день существуют готовые типовые решения для оказания госуслуг в электронном виде в полном объёме. Что же касается вопроса о ближайших перспективах всего направления перевода документов в электронный вид, то необходимо отметить такой важный шаг, как переход к интеллектуальному поиску современной системы распознавания текста. Стандартная навигация по путеводителю заменяется контекстной навигацией по текстовым полям, по заголовкам. Таким образом, мы плавно переходим к привычной в Интернете навигации по контексту и ключевым словам. Это будущее, но оно уже совсем рядом. Конечно, для исторических документов это – фантазии, а вот для современных документов, которые востребованы в рамках госуслуг, это реальная технология. Я надеюсь, уже в грядущем 2014 году мы увидим реальные примеры реализации таких проектов с полнотекстовым поиском по документам. С.В. Баландюк,
|
![]() |
||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||
Корпорация ЭЛАР © 2023. All Rights Reserved. | ||||||||
![]() |