![]() |
НЭБ: поддержка и перспективы
В работе совещания приняли участие 275 представителей из 77 регионов. В рамках пленарных и тематических заседаний состоялось обсуждение ключевых вопросов по управлению качеством государственных услуг в библиотеке, взаимосвязи качества обслуживания и заработной платы персонала, обеспечению информационной открытости деятельности библиотек. Впервые прошло открытое заседание рабочей группы по развитию Национальной электронной библиотеки (НЭБ). На сегодняшний день констатировано отсутствие единой политики по координации оцифровки библиотечных фондов в стране. Даже случайная выборка показывает дублирование, много неясностей с юридическим статусом НЭБ, получаемыми результатами по эффективности использования, востребованности и прочим критериям оценки, которые требуются по договорам с различными министерствами, курирующими эти вопросы. Очевидно, что необходим единый государственный подход к созданию НЭБ. Есть поручение, которое требует создать систему, включающую в себя механизм выдачи и процедуру использования Единого читательского билета для библиотек федерального уровня. В рамках исследовательской группы электронных библиотек выделена подгруппа, которая специально занимается проблемами НЭБ. Для библиотек Минкультуры России эта система будет отрабатываться и вводиться уже сейчас, библиотекам, которые подчинены другим ведомствам, региональным библиотекам, мы будем предлагать присоединиться к нашей программе. Для решения этого вопроса планируется разработать единый веб-интерфейс доступа пользователей к электронным библиотекам разного уровня. Организация свободного доступа к электронным изданиям через сеть Интернет – главная задача НЭБ. Вопрос о едином технологическом стандарте оцифровки библиотечных фондов тоже должен найти своё решение, поэтому нам следует остановиться на определённых требованиях и регламентах. Вадим ДУДА, советник Министра культуры РФ Главная цель проекта – организация свободного доступа через Интернет к единому фонду НЭБ через единую точку доступа. Не менее важная задача – поддержка распределённого фонда. Предполагается разработка и предоставление достаточно большого количества общих сервисов и решений. Один из них – Единый читательский билет. Если мы говорим о едином портале доступа, то очевидно, что мы не можем каждый раз запрашивать авторизацию от той или иной библиотеки. Также очевидно, что нужна единая технологическая платформа, которая предоставляла бы комфортные условия работы с контентом, поиска и физического доступа. Как нам видится, прежде всего нужно создать единую точку доступа к единому порталу и интегрировать его с существующими системами Электронного правительства. Это система идентификации и аутентификации через портал госуслуг. Необходимо унифицировать технологии работы, создать механизм распределённого хранения и доступа к полнотекстовым электронным документам. Здесь важна согласованная методика наполнения электронного фонда. Задачи НЭБ достаточно объёмные и разноплановые, при этом на сегодняшний день ответственный исполнитель в форме конкретной организации в принципе отсутствует. Все задачи размыты между большим количеством участников, и очевидно, что в ближайшее время следует решить проблему организационно-правового статуса НЭБ. Отдельный сегмент – нормативно-правовая работа, которая нуждается в серьёзной проработке, при этом надо понимать, что есть достаточно большой фонд изданий, который уже находится в общественном достоянии, т.е. не требует сложных изменений ГК РФ, к ним можно свободно и законно осуществлять доступ. Однако и здесь отсутствует система приоритетов: что нужно цифровать сначала, что потом, то же самое касается и фонда 10% ежегодно издаваемых в России книг, которые цифруются по указу Президента РФ. Необходимо общественное обсуждение методики того, в каком объёме и на какие произведения должны приобретаться авторские права. Сергей БАЛАНДЮК, Президент корпорации ЭЛАР (исполнитель госконтракта) Все работы, которые мы сейчас проводим, реализуются в кооперации с РГБ, РНБ, ГПНТБ России, Президентской библиотекой им. Ельцина и под руководством Минкультуры России. Поэтому задачи, которые были сформулированы изначально, поставлены в качестве основных и уточняются нами по мере появления тех или иных вопросов. Основной принцип, который мы закладываем в концепцию, следующий: есть головные участники НЭБ, которые практически являются основными источниками её комплектования. Ресурсы, которые уже созданы библиотеками, будут в них оставаться, но эти библиотеки будут дорабатывать свои системы, чтобы обеспечить свободный доступ и к ресурсам, и к каталогам в рамках единого портала. Поэтому нами предлагается рассматривать НЭБ как единый портал, который бы обеспечивал единую точку доступа для библиотек, читателей и внешних сервисов, таких, как портал госуслуг и сайт Минкультуры России. Таким образом, он смог бы объединить, систематизировать задачи поиска литературы в любом источнике, межбиблиотечного обмена и пр. Основной принцип – единая точка поиска изданий по описанию и по содержанию, т.е. предполагается, что мы не будем в портале хранить каталоги, а создадим там индекс, который будет осуществлять обработку библиотечных каталогов. Следующий принцип – распределённое хранение контента. Это значит, что мы не будем создавать на портале единое хранилище, а постараемся организовать систему доступа из портала к системам хранения, которые уже созданы в библиотеках. Единый читательский билет – это отдельная подсистема, которая будет обеспечивать как регистрацию новых читателей, так и подтверждение регистрации существующих для пользования в НЭБ цифровым контентом. Удалённый доступ к контенту. Предполагается, что авторизованный читатель из дома сможет пользоваться всеми сервисами НЭБ и иметь доступ через портал в конкретную библиотеку и пользоваться не только открытыми фондами, но и фондами, защищёнными авторским правом, на определённых условиях. Портал должен обеспечивать сервис для так называемых малых библиотек: мы можем представить там упрощённую библиотечную систему. Библиотека, которая не имеет специальных технических средств или решений, может в облаке пользоваться электронным фондом. Все участники НЭБ будут делиться на головных, принимающих на себя обязательства по предоставлению контента, и пользователей, которые сами могут не предоставлять контент, но будут иметь право на все сервисы. Что касается головных участников, то им придётся оптимизировать свои АИБС для предоставления доступа со стороны портала к каталогам и текстам. Эти каталоги должны быть доработаны, в них включаются ссылки на электронные копии изданий. С некоторыми участниками мы такую работу осуществляем уже практически: собраны базы данных по э-изданиям, следующий шаг – доработка каталогов, ссылок и т.д. Головная библиотека должна будет организовывать хранение оцифрованных изданий по правилам портала, т.е. обеспечивать открытую зону для портала, чтобы читатель мог свободно обратиться к изданию, и хранение в режиме 24/7. Естественно, должны быть обеспечены удалённый доступ и удалённая регистрация читателей. Обеспечение поиска издания по библиографическому описанию – стандартная функция, которая сейчас уже реализована, но мы хотим сделать её более удобной, предусмотрев поиск по одной строке, поиск с различными ограничениями, с возможностью использования словарей синонимов и т.д. Подобный опыт есть, что-то похожее сделано в библиотеке диссертаций РГБ, в сегодняшней версии НЭБ. В перспективе – мобильный доступ, личный кабинет, в котором читатель может вести свои подборки, многоязычность, интеграция с соцсетями. На сегодняшний день мы уже можем предложить Единый читательский билет, но основная проблема заключается в организации удалённого доступа читателя к защищённому контенту. Мы должны предложить решение, которое, с одной стороны, было бы реально и функционально, с другой – чтобы его могли воспринять те библиотеки, у которых есть контент, и предоставить его в рамках своей технической и правовой базы. В этой системе читатель может искать контент, не регистрируясь, не применяя кодов и паролей, но когда он доходит до того, чтобы посмотреть издание, защищённое авторским правом, то получает сообщение, что нужно зарегистрироваться в библиотеке. Для регистрации он должен отправить скан паспорта на портал, после этого он получит коды Единого читательского билета. Эти процедуры приведут к тому, что копии сканов попадут во все головные библиотеки, которые являются хранителями защищённого контента, и читатель будет автоматически записан во все эти библиотеки. Для остальных библиотек такая сложная регистрация не потребуется. Эти решения являются временными, пока мы не сможем использовать иные идентификаторы личности, такие как универсальная электронная карта, или до того момента, пока не упростится регистрация и получение ЭЦП через портал госуслуг. Вячеслав БЕРЕСНЕВ, ответственный секретарь Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина Елена ЛИНДЕМАН, заместитель генерального директора ГПНТБ России ГПНТБ России является участником НЭБ несколько лет, мы отвечаем за направление, связанное с наукой и техникой и дублирующее электронную библиотеку ГПНТБ, представленную на нашем сайте. В настоящее время там содержится более 12 тыс. документов по тематике, связанной с космонавтикой, математикой, химией, физикой, транспортом, экологией, военным делом, естествознанием. Мы продолжаем цифровать и наращивать фонд. Скорость оцифровки связана с тем, что мы ищем документы, не обременённые авторским правом. Если в 2011 г. мы оцифровали 679 книг, то в 2012 г. уже более 900. План на 2013 г. – 1960 книг, или 500 тыс. страниц. Александр ВИСЛЫЙ, Генеральный директор РГБ Допустим, в НЭБ появился созданный на бюджетные деньги электронный вариант учебника. Соответственно должен быть бесплатный неограниченный доступ, но не получается. Есть IV часть ГК РФ, которая призвана соблюсти баланс между правами правообладателя и правами пользователя. Там написано: только в помещении библиотеки, только на безвозмездной основе, только при невозможности создания цифровой копии. Эти условия должны быть обеспечены библиотекой – держателем этого документа. Допустим, три документа находятся в трёх разных библиотеках: РГБ, РНБ, ГПНТБ России. Читатель решил, что ему эти три книги нужны. Чтобы посмотреть на экране, он должен зарегистрироваться в каждой из этих трёх библиотек. При этом у библиотек тоже существуют свои задачи по учёту пользователей. На сайте госуслуг, например, вы ничего не узнаете о своём читателе, кроме ID. Договориться с сайтом госуслуг, чтобы он вам отдал персональные данные, невозможно. Кроме того, для того чтобы получить доступ к вашему ресурсу, защищённому авторским правом, читатель должен подписать что-то типа договора оферты, т.е. принять условия пользования электронным ресурсом в соответствии с IV частью ГК РФ. Для того чтобы предоставлять доступ таким образом, нужно полностью перестроить работу. Борис ЛОГИНОВ, Генеральный директор «ЛИБНЕТ» Николай КАЛЁНОВ, директор БЕН РАН Ирина ДОБРЫНИНА, директор НБ Республики Карелия
|
![]() |
||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||
Корпорация ЭЛАР © 2023. All Rights Reserved. | ||||||||
![]() |