Современные онлайн-сервисы электронных библиотек
18.12.2014|Журнал «Медиатека и мир» Вектор общественной дискуссии о том, как библиотека может выжить в цифровую эпоху, и что противопоставить исключительно функциям доступа к информации и хранения книжного наследия, постепенно меняется на более позитивный. Библиотека становится институцией, в которой нуждается общество. Именно библиотека наделена двумя мощнейшими возможностями – давать пользователю проверенную, экспертно-оцененную, информацию, и быть динамичной площадкой для общения и творчества. Площадкой, которая освящена символами книги и знания. Подобно тому, как в свое время изобретение печатного станка и книгопечатания изменили деятельность и облик средневековых библиотек, библиотеки сегодня ощущают на себе тектонические сдвиги, происходящие в мире. У человека появились иные источники знаний и информации, трансформировалась сама модель их восприятия и воспроизведения. Пользователи массово не обращаются в библиотеки, как это было еще пару десятилетий назад, а обходятся быстрыми сервисами, которые предоставляет Интернет. Кроме того, они уже привыкли «потреблять» информацию в любых, удобных для них, местах и не хотят быть привязанными к определенной точке пространства и времени, будь то читальный зал библиотеки или собственный диван. Библиотеки же, в большинстве которых созданы электронные каталоги, предоставляют доступ к библиографическим данным в цифровом виде, но не всегда могут обеспечить удаленный доступ к контенту. Однако критерии эффективности работы библиотеки по-прежнему базируются, так или иначе, на посещаемости. Показатели читаемости, посещаемости, обращаемости, экономические показатели, характеризующие нагрузку библиотекаря, и финансовые затраты на единицу работы, зависят от того, сколько пользователей обратилось в библиотеку. Но библиотека, вооружившись своими же возможностями, может предложить пользователям новые сервисы и зарабатывать на свое развитие самостоятельно. Несмотря на заметное снижение обращений в библиотеку, существуют сферы человеческой деятельности, в которых значение библиотеки остается неизменно высоким. Это наука и образование. Для науки библиотека – место, где работают с проверенной и экспертно оцененной информацией. Сегодня библиотеки профессионально оказывают услуги поиска и подбора информации в каталогах, сети Интернет, базах данных, информационно-поисковых системах. В библиотеках делают на заказ переводы и составляют аннотированные списки литературы, готовят реферативные и аналитические материалы. Библиотекари со специализацией в какой-либо отрасли – это эксперты с компетенциями в области библиографической эвристики — дисциплине, изучающей историю, тео¬рию и методику информационного поиска. Если обратиться к опыту западных библиотек, то разнообразие оказываемых ими платных услуг очень велико. Библиотеки работают как службы по трудоустройству, помогая пользователям готовить резюме, консультируя перед собеседованиями и т.д. Учат применять сервисы электронного правительства, ищут и подбирают тренеров и спикеров для проведения семинаров, помогают проводить исследования на заданную тему, продают билеты в музеи и так далее и так далее. В любом случае, в основе подобных услуг – экспертные знания, умение работать с информацией и online-инструментарий.
Лучше всего возможности таких сервисов демонстрируются на примере работы вузовских библиотек. Здесь услуги направлены на взаимодействие преподавателей и студентов в рамках рабочих групп, поиск научной и патентной информации, создание собственных учебных материалов. Например, приложение, позволяющее преподавателям приобретать различные электронные издания целиком или в виде отдельных глав для формирования из них собственного материала с выстраиванием индивидуальной структуры содержимого. Несколько глав из разных источников через специальный интерфейс можно соединить в одну электронную книгу с собственными заголовками и комментариями к тексту. Книга может быть напечатана малым тиражом или предоставлена в доступ через портал библиотеки. Полученный материал предназначен для студентов и используется для проведения занятий. Программными средствами может быть организовано общее пространство для удаленной совместной работы над документами научного руководителя и студента, группы студентов или преподавателей. Такая система позволяет оставлять комментарии, общаться в реальном времени в режиме чата и ограничивать права доступа к контенту.
Этот блок удобных online-услуг может быть каким угодно широким, и с его помощью библиотека действительно сможет продавать свои компетенции и знания по работе с информацией и ее агрегированием. Не замкнуться в online-сфере и не оставить там своего читателя, библиотеке позволит еще одно направление работы, ни в коем случае не идущее вразрез с вызовами времени. Напротив, современному человеку как никогда нужно место для комфортного общения и творчества, а найти такое место, выделить его и не ошибиться, очень сложно. С этой точки зрения библиотека обладает ценнейшим по нынешним временам активом – репутацией пространства, где сконцентрировано знание. В зарубежных библиотеках и некоторых российских музеях сейчас открываются и успешно функционируют различные творческо-технологические сообщества, в частности Fab lab, где люди осваивают всевозможные устройства (например, 3D-печать) и занимаются созиданием. Кафе, кинопоказы, циклы лекций, мастер-классы, – список проектов по дополнительному использованию библиотечной среды можно продолжать бесконечно. Библиотека никогда не перестанет быть институцией, на которую обществом возложена миссия сбора, хранения и обработки информации. С каждым днем будет только возрастать значение библиотечных документов как памятников культуры, – как бумажных, так и, надо сказать, многих электронных. Библиотека как символ государства и национальных традиций будет существовать и функционировать независимо от того, в каком виде она хранит контент, и как предоставляет к нему доступ. Автор: Сергей Васильевич Баландюк,
|
||||||||||
Корпорация ЭЛАР © 2024. All Rights Reserved. | ||||||||