RSS

 записи

Новости корпорации ЭЛАР

06/10/2022 Восемь муниципальных архивов Красноярского края оснастили сканерами ЭларСкан
Отечественные комплексы планетарного сканирования ЭларСкан А2−400Р поставлены в городские архивы и архивные отделы районных администраций для оцифровки наиболее ценных и востребованных документов.

28/09/2022 В Воронеже оцифруют ценные краеведческие документы на ЭларСкан
В Государственный архив Воронежской области поставлены два современных отечественных комплекса планерного сканирования ЭларСкан С2−800КС.

07/09/2022 В одной из старейших университетских библиотек России появился ЭларСкан
Новейшее отечественное специализированное оборудование для высококачественной и бережной оцифровки документов поставлено в научно-техническую библиотеку Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ).

все новости...

Проекты


Подвиг народа

Современные онлайн-сервисы электронных библиотек

Опубликовано автором Сергей Баландюк

18.12.2014|Журнал «Медиатека и мир»

1_231Вектор общественной дискуссии о том, как библиотека может выжить в цифровую эпоху, и что противопоставить исключительно функциям доступа к информации и хранения книжного наследия, постепенно меняется на более позитивный. Библиотека становится институцией, в которой нуждается общество. Именно библиотека наделена двумя мощнейшими возможностями – давать пользователю проверенную, экспертно-оцененную, информацию, и быть динамичной площадкой для общения и творчества. Площадкой, которая освящена символами книги и знания.

Подобно тому, как в свое время изобретение печатного станка и книгопечатания изменили деятельность и облик средневековых библиотек, библиотеки сегодня ощущают на себе тектонические сдвиги, происходящие в мире. У человека появились иные источники знаний и информации, трансформировалась сама модель их восприятия и воспроизведения. Пользователи массово не обращаются в библиотеки, как это было еще пару десятилетий назад, а обходятся быстрыми сервисами, которые предоставляет Интернет.

Кроме того, они уже привыкли «потреблять» информацию в любых, удобных для них, местах и не хотят быть привязанными к определенной точке пространства и времени, будь то читальный зал библиотеки или собственный диван. Библиотеки же, в большинстве которых созданы электронные каталоги, предоставляют доступ к библиографическим данным в цифровом виде, но не всегда могут обеспечить удаленный доступ к контенту. Однако критерии эффективности работы библиотеки по-прежнему базируются, так или иначе, на посещаемости. Показатели читаемости, посещаемости, обращаемости, экономические показатели, характеризующие нагрузку библиотекаря, и финансовые затраты на единицу работы, зависят от того, сколько пользователей обратилось в библиотеку. Но библиотека, вооружившись своими же возможностями, может предложить пользователям новые сервисы и зарабатывать на свое развитие самостоятельно.

Несмотря на заметное снижение обращений в библиотеку, существуют сферы человеческой деятельности, в которых значение библиотеки остается неизменно высоким. Это наука и образование. Для науки библиотека – место, где работают с проверенной и экспертно оцененной информацией. Сегодня библиотеки профессионально оказывают услуги поиска и подбора информации в каталогах, сети Интернет, базах данных, информационно-поисковых системах. В библиотеках делают на заказ переводы и составляют аннотированные списки литературы, готовят реферативные и аналитические материалы. Библиотекари со специализацией в какой-либо отрасли – это эксперты с компетенциями в области библиографической эвристики — дисциплине, изучающей историю, тео¬рию и методику информационного поиска.
В настоящее время существует инструменты, которые позволяют библиотекам услуги, связанные с умением работать с информацией, поставить, что называется, на поток.

Если обратиться к опыту западных библиотек, то разнообразие оказываемых ими платных услуг очень велико. Библиотеки работают как службы по трудоустройству, помогая пользователям готовить резюме, консультируя перед собеседованиями и т.д. Учат применять сервисы электронного правительства, ищут и подбирают тренеров и спикеров для проведения семинаров, помогают проводить исследования на заданную тему, продают билеты в музеи и так далее и так далее. В любом случае, в основе подобных услуг – экспертные знания, умение работать с информацией и online-инструментарий.

 

Лучше всего возможности таких сервисов демонстрируются на примере работы вузовских библиотек. Здесь услуги направлены на взаимодействие преподавателей и студентов в рамках рабочих групп, поиск научной и патентной информации, создание собственных учебных материалов.

Например, приложение, позволяющее преподавателям приобретать различные электронные издания целиком или в виде отдельных глав для формирования из них собственного материала с выстраиванием индивидуальной структуры содержимого. Несколько глав из разных источников через специальный интерфейс можно соединить в одну электронную книгу с собственными заголовками и комментариями к тексту. Книга может быть напечатана малым тиражом или предоставлена в доступ через портал библиотеки. Полученный материал предназначен для студентов и используется для проведения занятий.
С помощью online-сервисов преподаватели могут формировать набор учебных материалов в электронном виде на семестр или весь учебный год по различным дисциплинам. Эти материалы доступны студентам для скачивания или просмотра через личные кабинеты.

Программными средствами может быть организовано общее пространство для удаленной совместной работы над документами научного руководителя и студента, группы студентов или преподавателей. Такая система позволяет оставлять комментарии, общаться в реальном времени в режиме чата и ограничивать права доступа к контенту.


Каковы сегодня перспективы и возможности у российских библиотек, – вузовских, федеральных, областных, – с точки зрения оказания платных услуг? Технически создание сервисов поиска, подбора и предоставления информации через личные кабинеты читателя и библиотеки не ограничено ничем. Вариативность предоставления таких услуг и тематическое наполнение также бесконечны. Это может быть online-консультирование и система платных сервисов через личные кабинеты читателя и библиотеки; услуги по созданию цифровых копий документов, составлению библиографических описаний, аннотированию и подготовке списков используемой литературы, подготовка и продажа материалов на основе существующих учебных пособий и других изданий и так далее.

563 3Этот блок удобных online-услуг может быть каким угодно широким, и с его помощью библиотека действительно сможет продавать свои компетенции и знания по работе с информацией и ее агрегированием. Не замкнуться в online-сфере и не оставить там своего читателя, библиотеке позволит еще одно направление работы, ни в коем случае не идущее вразрез с вызовами времени. Напротив, современному человеку как никогда нужно место для комфортного общения и творчества, а найти такое место, выделить его и не ошибиться, очень сложно. С этой точки зрения библиотека обладает ценнейшим по нынешним временам активом – репутацией пространства, где сконцентрировано знание. В зарубежных библиотеках и некоторых российских музеях сейчас открываются и успешно функционируют различные творческо-технологические сообщества, в частности Fab lab, где люди осваивают всевозможные устройства (например, 3D-печать) и занимаются созиданием. Кафе, кинопоказы, циклы лекций, мастер-классы, – список проектов по дополнительному использованию библиотечной среды можно продолжать бесконечно.

Библиотека никогда не перестанет быть институцией, на которую обществом возложена миссия сбора, хранения и обработки информации. С каждым днем будет только возрастать значение библиотечных документов как памятников культуры, – как бумажных, так и, надо сказать, многих электронных. Библиотека как символ государства и национальных традиций будет существовать и функционировать независимо от того, в каком виде она хранит контент, и как предоставляет к нему доступ.

Автор: Сергей Васильевич Баландюк,
президент корпорации ЭЛАР.


Комментарии запрещены.

 
 
Корпорация ЭЛАР © 2024. All Rights Reserved.